Украинский иконостас: исчезнувшие шедевры
01 січня 1970 03:00
Украинский иконостас: исчезнувшие шедевры В харьковском Музее городской усадьбы впервые выставлены уникальные фотографии иконостасов, созданных руками украинских мастеров.


До появления иконостаса в храме его место занимала всего лишь перегородка, отделявшая алтарь от служебной части. Изначально она выполняла функцию занавеса, позже замененного каменной или деревянной стеной. Одна из первых алтарных преград, расписанная ликами святых, появилась в Софии Киевской, чуть позже в Печерской Лавре. То были одно- и двухярусные иконостасы. Украинские многоярусные иконостасы впервые появились на Слобожанщине. 

24 фотографии повествуют об исчезнувших иконостасах Слобожанского края — нынешних Харьковской, Сумской и Луганской областей, в том числе есть редкие фотографии иконостасов уникального мастера Сысоева-Шалматова.

На выставке представлены фотографии Стефана Таранушенко, сделанные им с оригиналов в начале прошлого столетия. В послереволюционный период активного уничтожения религиозных атрибутов и культовых построек некоторые шедевры иконописных мастеров успели запечатлеть ученики Таранушенко. «Царские врата» Михайловской церкви в Ахтырке и Михайловке, алтарь Покровского собора в Старобельске и грандиозное творение мастеров, выраженное в алтарном замысле иконостаса в храме села Бездрик, — уникальные сооружения, украшавшие священный интерьер.

На вопросы вашего корреспондента ответил организатор выставки Андрей Парамонов.

— Существуют ли опубликованные труды по истории украинского иконостаса от истоков до наших дней?

— Есть разрозненные источники информации, не объединенные в одной книге. Однако этих сведений крайне мало, чтобы составить полное представление о том, как происходило развитие культового ремесла, объединившего в себе архитектуру, резьбу по дереву, иконопись.

Скудость сведений легко объясняется, с одной стороны, тем, что украинским религиозным искусством стали интересоваться только в 1899 году после XI археологического съезда в Киеве. А в советское время эта более чем молодая дисциплина, принимая во внимание неофициальность её положения в атмосфере атеистической пропаганды, отсутствие материальных средств и моральной поддержки государства, едва ли могла сделать больше того, что сделала. Иконографией украинского иконостаса, насколько мне известно, еще никто не занимался. Поэтому мы не имеем ни обстоятельных описаний, ни искусствоведческих публикаций, способных удовлетворить интерес, возникший ныне к этому виду творческой деятельности.

Сегодня уже готова и, надеюсь, в скором времени будет издана моя книга «Иконография украинского иконостаса».

— Если я правильно понял, то отправной точкой для вашего исследования данной темы явились чудом сохранившиеся фотографии?

— По фотографиям я стал собирать сведения о памятниках и исследовать места их нахождения. Естественно, начал с Харьковщины. Помогли работы профессора Харьковского университета Е. К. Редина, написанные им в 1902 г. для выступления на XII археологическом съезде. В его труд вошли регистрационные описи религиозных памятников, некогда находившихся в Ахтырском, Сумском, Лебединском, Изюмском, Змиевском, Волчанском и Харьковском уездах. Материалы, собранные Рединым, мною изучены, обработаны и вошли в книгу с сопроводительными сносками.

В 1913 г. в Харькове начинает работать Епархиальное церковно-археологическое общество под председательством о. Фомина, труд которого «Церковные древности Харьковского края» стал для меня хорошим ориентиром в исследовательской работе. К сожалению, пока не дошли руки до иконостаса Николаевско-Успенского собора в Белгороде, в те годы епархиального центра всей Слобожанщины.

— До вас, Андрей Федорович, были попытки хоть как-то систематизировать разбросанные по разным уголкам Слобожанщины памятники православной культуры?

— Фрагментарно. Например, профессором Дмитрием Багалеем в Московском архиве юстиции была найдена и опубликована «Описная книга Змиевского монастыря» 1702 года. В 1905-м профессором В. П. Перетцем издан труд «Потиры Киево-Межигорского монастыря по данным 1777 года», где говорится, что «синодальный архив в Санкт-Петербурге владеет богатым собранием ценных материалов для археологии юга России. Есть ряд описей различных монастырей, дающих показания относительно топографии и содержания ризниц и монастырей». К сожалению, источников информации, какими мы могли бы воспользоваться, очень мало.

— Основной акцент в своих поисках вы делали на харьковские памятники?

— К сожалению, древнее, чем иконостасы XVII века Харьковской губернии, не было. Объясняется это тем, что Харьковщина — край молодой, заселение его относится к XVIII столетию. Здесь ассимилировались многонациональные культуры и традиции переселенцев, что, конечно же, оказало влияние на стилевые особенности слобожанского иконостаса.
 

"Время"

Підписуйтесь на Telegram-канал офіційного сайту Харківської міськради.

Друкувати
Останні новини